Договор купли-продажи судна

Здесь вы можете скачать договор купли-продажи судна (лодки, катера, гидроцикла, яхты):

О том, какие плавсредства нужно и не нужно регистрировать, написано ниже.

Если ваше судно подлежит регистрации – то оформите договор купли-продажи в четырёх экземплярах: один для продавца, один для покупателя и два для регистрирующего органа. Если судно не регистрируется, то достаточно двух экземпляров договора: по одному для продавца и покупателя.

Когда нужно регистрировать судно в специальном реестре

Судно длиной до 20 метров и вместимостью не более 12 человек нужно регистрировать в реестре маломерных судов Госинспекции по маломерным судам МЧС России, или попросту ГИМС. Но есть и исключения.

Не нужно регистрировать:

  • шлюпки и иные плавсредства, которые являются принадлежностями судна,
  • суда массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 киловатт (10,88 лошадиных сил),
  • спортивные парусные суда длиной до 9 метров, у которых нет двигателей и мест для отдыха,
  • беспалубные несамоходные суда длиной до 12 метров.

Как правило, если судно зарегистрировано на момент сделки – то и после того, как продавец погасит реестровую запись на своё имя, новый собственник должен будет зарегистрировать судно за собой.

Если вы купили судно в магазине и сомневаетесь, подлежит ли оно регистрации – обратитесь в любое отделение ГИМС за его освидетельствованием. В ходе этой процедуры судно будет взвешено, причём в расчёт массы берётся не только вес самого плавсредства, но и вес мотора при его наличии. Чтобы уточнить порядок проведения освидетельствования конкретно в вашем регионе – лучше обратиться напрямую в инспекцию.

После освидетельствования вам выдадут заключение, где указывается суммарная масса судна, марка и модель двигателя (если он установлен), сведения о необходимости зарегистрировать судно в реестре.

Как перерегистрировать судно на покупателя

Шаг 1. Оформление договора купли-продажи

Скачайте и распечатайте 4 экземпляра договора купли-продажи судна, подлежащего госрегистрации. Заполните и подпишите все экземпляры. Помимо экземпляров для продавца и покупателя, два договора нужны для госинспекции – один отдаст продавец при снятии судна с учёта, второй – покупатель при регистрации судна на своё имя.

Шаг 2. Продавец снимает судно с учёта

Покупатель не сможет зарегистрировать судно на себя, пока продавец не снимет его с учёта. Чтобы снять судно, продавец должен:

  • обратиться в любую Госинспекцию по маломерным судам МЧС России, сделать это можно через Госуслуги.
  • Заранее подготовить и подать инспектору заявление об исключении судна из реестра, паспорт, судовой билет и договор купли-продажи. Все документы предоставляются в оригиналах и, дополнительно для инспекции, – в копиях.

После подачи заявления судно будет снято с учёта в течение 3 рабочих дней, но если поданные документы вызывают сомнения – в течение 30 рабочих дней. Платить пошлину за услугу не нужно.

В результате инспекция выдаст продавцу судовой билет с отметкой о снятии судна с учёта, и свидетельство об исключении судна из реестра. Советуем снять с этих документов копии и отдать их продавцу – они могут понадобиться при перерегистрации судна в ГИМС.

Шаг 3. Покупатель регистрирует судно на своё имя

Для этого потребуется:

  • обратиться в любую Госинспекцию по маломерным судам МЧС России, сделать это можно через Госуслуги.
  • Оплатить госпошлины: 1600 рублей за госрегистрацию, 200 рублей за выдачу судового билета. Реквизиты для оплаты можно посмотреть на сайте выбранной инспекции, а если реквизитов там нет – уточнить их напрямую у сотрудников, либо посмотреть на информационном стенде.
  • Заранее подготовить и подать инспектору заявление о регистрации судна, паспорт, квитанции оплаты госпошлины, договор купли-продажи, техническую документацию на судно и на двигатель (если он установлен). Если технических документов нет – не страшно, но придётся пройти процедуру освидетельствования судна в ГИМС. Порядок её прохождения можно уточнить в самой инспекции. Все документы предоставляются в оригиналах и, дополнительно для инспекции, – в копиях. Приведённый перечень документов – исчерпывающий, но на практике некоторые инспекции, например как в Псковской области, дополнительно требуют судовой билет прежнего собственника с отметкой о снятии судна с учёта. Поэтому, во избежание неприятных ситуаций, советуем попросить у продавца и копию судового билета с такой отметкой, и копию свидетельства об исключении судна из реестра.

После подачи заявления судно будет поставлено на учёт в течение 3 рабочих дней, но если поданные документы вызывают сомнения – в течение 30 рабочих дней.

Плавсредству будет присвоен идентификационный номер, а новому владельцу выдан судовой билет. С этого момента покупатель считается собственником купленного судна.

Стоит упомянуть, что нельзя просто так плавать на судне, которое подлежит госрегистрации. Для этого нужно иметь удостоверение на право управления судном. Получить его можно в ГИМС после прохождения обучения в лицензированной организации, получения медицинской справки и успешной сдачи экзаменов.