Наш проект предоставляет удобные бланки для подачи жалоб на отсутствие урн в общественных местах

Чья обязанность установить урны у торговых точек в Иркутске

урна

В коммерческих помещениях с собственным входом с улицы уборка такого входа - забота предпринимателя. Администрация города обязана реагировать (штрафовать) и за отсутствие урны, и за мусор на тротуаре рядом. Крыльцо это, или входная группа, или даже нестационарный объект (шаурма, ларёк мороженого, киоск, цветочный павильон, и пр.) - это правило едино для всех - на крыльце должны стоять урны.

Между урнами не должно быть расстояние более 100 метров. Урна должна соответствовать образцу, утвержденному местной администрацией. Мусор необходимо убирать по мере накопления, но не реже раза в сутки. Красить нужно урны не реже, чем раз в год.

В разных городах могут быть свои местные правила благоустройства территории. Конкретные требования к урне, уборке, внешнему виду крыльца надо смотреть именно в этом документе.

В некоторых городах требуется, чтобы в урне был полиэтиленовый пакет для сбора мусора, что урн должно быть не меньше двух по бокам от дверей. Требования разные, но какие бы не были местные правила, на федеральном уровне суть одна - урна на крыльце или возле него быть должна.

Далее поясню по нормам права, а тем, кто не желает утомляться вникая в законы мы (команда юристов и программистов) подготовили бланк жалобы для самостоятельного использования и алгоритм действий по устранению указанных нарушений.

Юрист Андрей Николенко

Форма создания жалобы

Адрес, по которому нужно решить проблему

Примечание.

Нижеуказанные нормы права применяется и к «территориям общего пользования населенных пунктов». Это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). То есть применим и к общественным пространствам, и обязанность устанавливать урны каждые 100 метров – это забота муниципалитета либо иного владельца общественной территории.

Алгоритм действий ранее обратившегося гражданина, если администрация не реагирует.

а) Подать жалобу способом, который позволяет зафиксировать ее направление. Это может быть подача через приемную администрации либо по почте заказным письмом.

В таком случае, на зарегистрированное обращение гражданину поступит ответ в течение 30 дней со дня его регистрации (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

б) В случае, если по истечении 30 дней ответ на обращение так и не поступил – сообщить об этом в прокуратуру.

За непредставление ответа в установленный законом срок для органа власти установлена административная ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ. Возбуждать дела по данной категории дел уполномочен прокурор (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). В последующем постановление прокурора о привлечении к административной ответственности передается на рассмотрение мирового судьи (ч. 1, абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

в) Нарушение с очень большой вероятностью будет устранено сразу же после принятия в отношении муниципалитета мер прокурорского реагирования. Однако, параллельно можно сообщить о выявленных нарушениях в Роспотребнадзор.

Итак, нормы права.

Территорию крыльца надо постоянно убирать от мусора. Это требования п. 29 Санпина 2.1.3684-21 и п. 3.7 Правил эксплуатации жилищного фонда № 170.

К примеру, в Москве действует Постановление № 1018. В пункте 3.12 сказано, что у входа в торговые объекты должны быть установлены урны. Урны надо мыть по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Красить урну надо раз в год в апреле, а также по мере необходимости или по предписаниям администрации. А по пункту 4.5.18. владелец помещения должен убирать пятиметровую зону у подъезда.

П. 29 Санпина 2.1.3684-21 действует до 01.03.2027 (как и весь Санпин), но дословно исходя из содержания пункта применяется к «территориям общего пользования населенных пунктов». Данные территории – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), что следует исходя из п. 12 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 Закона о приватизации.

То есть, п. 29 больше применим к общественным пространствам, и обязанность устанавливать урны каждые 100 метров – это забота муниципалитета либо иного владельца общественной территории.

О том, что урнами должны быть оборудованы территории торговых объектов, говорит п. 47 Санпина 2.1.3684-21, правда, без требований к их количеству и периодичности уборки.

Данные требования могут быть уточнены в правилах благоустройства муниципального образования (как, например, было в Решении Арбитражного суда Краснодарского края от 11 ноября 2021 г. по делу N А32-34627/2021).

Обратимся к Правилам благоустройства территории муниципального образования город-курорт Анапа.

Физические, юридические лица, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие коммерческую деятельность, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, обязаны устанавливать урны в границах прилегающей территории (п. 667 Правил). Более того, данным лицам необходимо заключать договоры на сбор, хранение и вывоз ТКО с подрядными и мусоровывозящими специализированными организациями, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими сортировку и утилизацию (захоронение) отходов (п. 651).

Внешний вид, цвет, тип и способ установки урн, баков должен соответствовать внешнему виду, цвету, типу и способу установки урн, баков, расположенных в границах квартала, иного элемента планировочной структуры (п. 668). При установке урн выбираются элементы, не требующие постоянного ухода (окраски) и ремонта, из металла или высокопрочных пластиков, нейтральных оттенков (п. 669).

У входа в объекты торговли и (или) общественного питания устанавливается не менее двух урн (п. 754). Территория рынка оборудуется урнами из расчета одна урна на 40 кв. м площади, причем расстояние между ними вдоль линии прилавка не должно превышать 10 м. (п. 752).

Урны (баки) следует содержать в исправном и опрятном состоянии, очищать по мере накопления мусора (п. 671). Мойка и дезинфекция урн (баков), расположенных на контейнерных площадках, осуществляется их собственниками (владельцами) по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Урны, установленные у торговых объектов, очищаются, промываются и дезинфицируются организациями, осуществляющими торговую деятельность (п. 672).

Что касается НТО (некапитал.торговый объект), то возле них также должны быть оборудованы урны (п. 76, п. 504). Очищать урны от отходов следует в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, поддерживать внешний вид урн в первоначальном состоянии, и более того, собственнику НТО необходимо заключить договор на вывоз ТКО с организацией, предоставляющей данный вид услуги, за исключением НТО со специализациями «фотоуслуги с использованием селфимата», «услуги проката телескопа», «прокат смотрового бинокля» (пп. «б» п. 506 Правил).

Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» вступило в силу с 03.11.2003 и до сих пор остается актуальным. Однако, это правила технической эксплуатации жилищного фонд, определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации (п.1), т.е. в теории применить их можно не ко всем торговым объектам, а только к встроенно-пристроенным к МКД объектам (подвалы), или к нежилым помещениям первого этажа.

Практика применения Правил № 170 к владельцам торговых помещений, которые находятся в МКД, не выявлена. Чаще суды привлекают к ответственности только на основании местных правил благоустройства и регионального закона об адм.правонарушениях. Например, за переполненную урну суд оштрафовал арендатора торгового помещения, которое находится на первом этаже 14-этажного МКД, только на основании правил благоустройства и регионального КоАП. Правила № 170 не применялись (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2020 г. N 03АП-5938/20 по делу N А33-14984/2020).

В другом деле суд установил, что владелец торгового помещения оплачивает в УК дома плату за содержание в том числе за сбор и вывоз мусора, в связи с чем обязанность по уборке прилегающей территории и очистке урн у входа в магазин лежит на УК (Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 28 октября 2015 г. по делу N 77-2209/2015).

Еще в одном деле суд установил, что торговое помещение ЮЛ используется исключительно для обслуживания его деятельности, что подтверждалось наличием ограждения указанной территории, парковкой для сотрудников и посетителей организации, наличием отдельной урны при входе в помещение. В данной связи суд признал, что прилегающая территории к помещению ЮЛ не является территорией, пользование которой осуществляется собственниками МКД, поэтому суд возложил на ЮЛ обязанность по соблюдению Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491 в отношении своей прилегающей территории (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2022 г. N 08АП-10169/22 по делу N А81-204/2022).

Резюмируя, можно подвести итог о том, что для привлечения к ответственности достаточно диспозиции местных правил благоустройства, и санкции из регионального закона об адм.правонарушениях. Исключение – случаи, когда владелец торгового помещения, которое находится к МКД, оплачивает в УК плату за содержание (в том числе за сбор и вывоз ТКО), и прилегающая территория торгового объекта входит в состав придомовой территории МКД (не огорожена, нет шлагбаума и пр.).

Дополнительно размещаем для удобства Решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края от 3 августа 2023 г. N 521 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город-курорт Анапа". (скачать)

Как следует из п. 47 Санпина 2.1.3684-21, на территориях торговых объектов хозяйствующими субъектами, которым принадлежат соответствующие торговые объекты, должны быть установлены урны.

Требования к их количеству на федеральном уровне не регламентированы.

В Краснодарском крае согласно ст. 3.2 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» (скачать), нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае, - влечет наложение административного штрафа в размерах, определяемых статьей.

Согласно Правилам благоустройства территории муниципального образования город-курорт Анапа (утв. решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края от 3 августа 2023 г. № 521), физические, юридические лица, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие коммерческую деятельность, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, обязаны устанавливать урны в границах прилегающей территории (п. 667).

У входа в объекты торговли и (или) общественного питания устанавливается не менее двух урн (п. 754). Территория рынка оборудуется урнами из расчета одна урна на 40 кв. м площади, причем расстояние между ними вдоль линии прилавка не должно превышать 10 м. (п. 752).

Следовательно, на федеральном уровне есть требование Санпин о том, что урны необходимо устанавливать, а вот их количество, расстояние друг от друга, внешний вид и т.п. – устанавливаются самостоятельно регионами и муниципалитетами этого региона.

вернуться к решению