В настоящее время действует новая редакция КоАП РФ, которая была принята депутатами и вступила в силу 10.11.2017 года. Согласно последним изменениям в законе ужесточена ответственность водителей за такое нарушение, как непредоставление дороги пешеходу. Если ранее наказание за это предусматривало фиксированный размер штрафа в 1500 рублей, то сейчас оно установлено в пределах от 1500 до 2500 рублей.
Конкретную сумму штрафа будет определять инспектор ГИБДД в зависимости от обстоятельств происшествия. Если нарушение зафиксировано автоматической камерой видеонаблюдения, то размер штрафа установлен по минимуму - в сумме 1500 рублей. Ужесточение наказания предпринято с целью снижения количества ДТП, связанных с наездами на пешеходов, которые имели в последние годы тенденцию роста. В то же время остались неразрешенными некоторые противоречия в толковании Правил, вызывающие споры в среде блюстителей порядка и автомобилистов.
Требования ПДД к пешеходам и водителям на дорогах и их применение на практике
В действующих ПДД сохранились два пункта, имеющие возможность использоваться как в пользу пешехода, так и в пользу водителя в случае дорожного происшествия. Так, п. 4.5 ПДД гласит, что пеший человек на нерегулируемом переходе (проезжая часть, отмеченная соответствующим дорожным знаком, а также разметкой, но без светофора) перед тем, как начать переход, обязан убедиться, что машины находятся далеко и он будет для него безопасным.
Отсюда следует, что если к пешеходному переходу приближается машина на большой скорости и находится достаточно близко, то пешеход должен уступить ей дорогу и подождать, пока она проедет «зебру» и только после этого выходить на дорогу. В то же время п. 14.1 ПДД прямо указывает водителю, что он обязан остановиться и дать дорогу пешеходу, если тот уже начал движение по обозначенному переходу.
В России установилась в судебных разбирательствах такая тенденция, в которой водитель при наезде на пешехода всегда признаётся виновником ДТП. По новым требованиям ПДД водитель при приближении к нерегулируемому переходу не должен, как ранее, понижать скорость, однако обязан повысить свою бдительность.
При этом, когда машина уже на подходе к началу зоны перехода и неожиданно на дорогу выскочит пешеход, даже опытный водитель при всей своей подготовке и опыте вождения не способен избежать столкновения. Несмотря на то, что в данном случае вина лежит на пешеходе, нарушившим требования п.4.1 ПДД, главным виновником ДТП по мнению инспекторов ГИБДД и суда будет признан водитель автотранспорта.
Новая категория «пешеходов»
Неожиданно выбегающие на «зебру» пешие люди далеко не самая опасная для водителей категория пешеходов. Ещё опаснее для них увеличивающее количество детей и подростков на самокатах, электромобилях, самоходных досках и велосипедах. Все они приравнены к пешеходам, хотя скорость их передвижения во много раз больше. В ПДД ни слова не сказано о такой категории участников дорожного движения, кроме велосипедистов.
Именно к велосипедистам относится требование спешиться на пешеходном переходе, чтобы пересечь дорогу пешком, а собственники гироскутеров, моноколёс, самокатов, скейтов и сигвеев, получается, могут пересекать дорогу на своём транспорте. Неожиданное для водителя появление на проезжей части такого пешехода, передвигающегося с большой скоростью, может стать роковым обстоятельством неизбежного столкновения.
Такую ситуацию нужно исправлять и по данным прессы («Коммерсантъ») в Правительстве уже идёт разработка предложений по внесению очередных дополнений в Правила дорожного движения.
Как на практике реализуются требования ПДД
Согласно п.13.1 Правил водители при осуществлении поворота вправо или влево должны в обязательном порядке пропустить пешеходов, а также велосипедистов, переходящих ту дорогу, куда они поворачивают, независимо от того, имеется на данном участке разметка и соответствующий дорожный знак о пешеходном переходе или нет. Это положение однозначное и действует во всех случаях, даже когда автомобиль поворачивает на перекрёстке, осуществляя движение по главной дороге, а велосипедист или пешеход осуществляют переход с нарушением требований ПДД.
Если водитель выезжает со двора на проезжую часть, то по Правилам (п.8.3 ПДД) он должен уступить дорогу всем, кто движется по пересекаемому тротуару в обе стороны и по дороге, на которую он выезжает. Вроде всё просто и понятно, но вот конкретный пример из жизни:
Водитель авто, выезжая со двора, глянул влево и, установив отсутствие помех, продолжал движение. В этот момент справа в него ударилась велосипедистка, ехавшая по обочине дороги навстречу движению. При разбирательстве ДТП инспекторы ГИБДД признали виновником столкновения водителя автомобиля.
По Правилам, если вблизи нет переходов и перекрёстков, пешеходы вправе переходить улицу на любом участке, где она не разделена разделительной полосой или ограждениями.
При том они должны пересекать дорогу по кратчайшему расстоянию, т.е. перпендикулярно полосе движения, и не мешать движению машин (п.п.4.3, 4.5 ПДД).
Таким образом, вроде бы за пределами пешеходного перехода приоритет движения закон предоставляет автотранспорту. Однако всё равно в случае наезда на пешехода даже далеко от зоны перехода суд в первую очередь будет рассматривать вопрос: мог ли водитель не допустить столкновения в данном конкретном случае с учётом всех обстоятельств происшествия? Если это подтвердится экспертами, то виновником наезда опять же будет признан водитель автотранспорта, даже при том, что пешеход осуществлял переход в неположенном для этого месте.
Как проезжать нерегулируемый переход
В предыдущей редакции ПДД существовало требование, согласно которому, как только пешеход ступил на «зебру», все автомобили, подъезжающие к зоне перехода с обоих направлений, обязаны были замедлиться и остановиться для пропуска пешехода. Оно было резонно в сочетании с бывшим требованием, что все автомобили, приближаясь к «зебре» в обязательном порядке должны были снизить свою скорость независимо от того, есть ли на подходе пешеходы или нет.
Сегодня эти требования отменены и водителю предоставлено право самому решать, в какой момент он будет останавливаться для того, чтобы пропустить пешехода. Если пешеход находится только в начале перехода, а водитель едет по левой полосе, то он может проехать без остановки, пока пешеход дойдёт до его полосы. Другое дело, когда по дороге движется поток автомашин по нескольким полосам.
Здесь действует п.14.2 ПДД, который гласит, что если перед «зеброй» начинает замедляться или останавливается одна машина, то следующие параллельно с ней другие машины также должны притормозить или остановиться. Продолжать дальнейшее движение можно только после того, как водители убедятся в том, что перед притормозившей машиной нет пешеходов. Справедливости ради следует признать, что далеко не все автолюбители соблюдают это правило, и ещё нередки случаи, где один автомобиль тормозит с целью пропустить пешехода, а следующий проскакивает мимо, не сбавляя скорости.
Как наказать водителя
В среде водителей также есть свои неадекватные представители, которые специально не дают дорогу пешеходам, оскорбляют их морально и физически. Как можно наказать таких нерадивых автолюбителей, если рядом нет представителей дорожной полиции? Простая жалоба в ГИБДД с указанием номера машины не может быть достаточным для них основанием для принятия мер против нарушителя, так как отсутствуют объективные доказательства его вины.
Для возбуждения административного дела против нарушителя необходимы вещественные доказательства его вины. Это может быть видеозапись происшествия, оставшиеся следы на машине, по которым можно доказать факт наезда, письменные показания свидетелей. Наиболее весомым аргументом является наличие видеозаписи, так как по нему можно объективно судить об обстоятельствах конфликта.
Дело в том, что среди пешеходов также встречаются мошенники, которые специально бросаются на проходящий транспорт, чтобы потом шантажировать водителя с целью получить крупные отступные за якобы причинённый вред здоровью.
Другие нюансы отношений водителей и пешеходов
Согласно п.14.4 ПДД водителю нельзя въезжать в зону пешеходного перехода, если за ней образовалась «пробка». Машины не должны создавать препятствий пешеходам, переходящим улицу. Однако данное требование Правил на практике часто нарушается водителями. Если при этом дорогу будут переходить пешеходы, то инспектор ГИБДД на полном основании может выписать штраф за нарушение ПДД. То же самое касается перекрёстков, где будет наноситься диагональная разметка, «вафельница», в зоне которой нельзя находиться машинам после включения красного света светофора.
Особо следует отметить случаи, когда водители авто вынуждены предоставить дорогу пешеходам, пересекающим её для посадки и после высадки из трамвая. Процесс посадки может длиться долго, а толпа при этом занимать полдороги. Если при этом нет людей, переходящих дорогу, то автомобилисты могут не дожидаться отъезда трамвая и объехать толпу справа.
Особая категория пешеходов – люди со слабым зрением или слепые. Для обозначения своей привилегии и статуса они обязаны носить с собой белый посох, с помощью которого они могут подавать сигналы окружающим о предпринимаемых ими действиях на проезжей части. Слепые пешеходы могут переходить дорогу в любом месте без ограничений, так как не видят ни знаков, ни разметки, ни искусственных заграждений посреди дороги. Водители, увидев пешехода с белой тростью, в любом случае обязаны пропустить его, предоставив свободный путь, и такая практика признана во всём цивилизованном мире.
Была ли статья полезна?