В 2021 году ужесточаются требования к безопасности дорожного движения.
Вводится ответственность за блокирование проезда, появится новый знак «Фотовидеофиксация», уже начали штрафовать за неоплату проезда по платной дороге. Самое существенное нововведение, которое коснется каждого автовладельца, — изменения при проведении техосмотра. Техосмотр будет очный, а диагностическая карта — электронная.
У заочников техосмотр аннулируют
С 1 марта 2021 года начнут действовать действие поправки в закон "О техническом осмотре". Они призваны заставить владельцев автомобилей, операторов ТО и страховые компании проводить реальный, а не фиктивный техосмотр. Если будет выявлен заочный характер техосмотра, диагностическая карта аннулируется.
Аннулирование последует и в случае ненадлежащей проверки состояния машин либо нарушения процедуры, а также внесения незарегистрированных изменений в конструкцию.
Для контроля вводится обязательная фотофиксация. Одна фотография делается перед началом осмотра, а другая — по окончанию. Координаты снимка должны фиксироваться и отправляться в ЕАИСТО.
Кроме того, вводятся дополнительные требования к операторам технического осмотра. Неаккредитованных же операторов за выдачу диагностической карты еще в прошлом году законодатели подвели под статью 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство". Перевод диагностических карт к электронному виду и заверение их цифровой подписью, поможет очистить рынок от партизан автосервиса.
Причина ужесточения
Ужесточать правила пришлось из-за того, что старый порядок мало кто соблюдал. Реально техосмотр проходит лишь одна машина из пяти. Последствия отражает статистика происшествий на дорогах. В 2011 году, когда ТО еще проходили в ГИБДД, количество аварий, совершенных по причине неисправности транспортных средств, едва превышало тысячу. С 2012-го, когда в целях борьбы с коррупцией контроль над операцией возложили на страховщиков, число ежегодно росло, превысив за 2019 год 6700 случаев. И это при том, что общее количество ДТП за тот же период сократилось почти 17 процентов. В результате доля аварий, совершенных из-за неисправности, выросла с 0,5 до 4 процентов.
Если же считать не сами ДТП, а смертельные последствия, то дело обстоит еще хуже. Отказ техники стал причиной более 7,5 процента смертей на дорогах. Это без учета сопутствующих причин, когда отказ узлов и агрегатов накладывался на нарушение ПДД.
Но даже простая остановка двигателя в экстремальных погодных условиях может стать фатальной. Наглядным тому примером служат недавние январские морозы. Вполне заурядные по российским меркам минусовые температуры вынудили сотрудников ГИБДД буквально собирать по трассам людей в заглохших автомобилях. У Каменск-Уральского они спасли семью с 8-месячным ребенком, в Татарстане — замерзавших молодого человека с матерью. Разумеется, в ряде случаев причиной остановки стала неправильная эксплуатация. Но далеко не во всех.
Приговоры есть
Сложившийся порядок поощрял совершение преступлений. Страховые агенты регулярно попадались на фабрикации диагностических карт и шли под суд. Вот типичный случай: М. Лапина при оформлении договоров ОСАГО за дополнительную плату подделала диагностическую карту. В 2016 году приговором Севастопольского городского суда она признана виновной в подделке официальных документов (ч.1 ст. 327 УК РФ) и осуждена к 6 месяцам ограничения свободы. Примечательно, что обвинение пыталось вменить подсудимой еще и мошенничество. Но по этой статье женщину оправдали.
Не случайно гендиректор союза "Техэксперт" Сергей Зайцев поддержал отмену контроля Российского союза автостраховщиков над проведением ТО, заявив: «Именно благодаря союзу рынок наводнился огромным количеством брокеров и агентов, торгующих диагностическими картами».
Машины осматривать некому
В то же время эксперты выражают сомнение в самой возможности исполнить новые правила. Ведь отсутствие потребности в реальном техосмотре привело к неразвитости соответствующей инфраструктуры. В настоящий момент в стране аккредитовано чуть более 5 тысяч компаний, имеющих право проводить техосмотр. При том, что у 659 действие аттестата приостановлено из-за несоответствия даже старым требованиям. Сопоставьте с нагрузкой: в 2019 году было оформлено более 25 миллионов карт (в 2020 в связи с эпидемией коронавируса автовладельцев на время освободили от обязанности показывать диагностическую карту при страховании).
По опросу РСА только 85 процентов занимающихся техосмотром компаний подтвердили готовность к новым требованиям. Держим в уме, что далеко не все из них ответили на вопросы автостраховщиков (опрос охватил около половины операторов ТО). К тому же, если организацию спрашивают, готова ли она выполнять свою работу, какой ответ следует ожидать? Сам характер вопроса побуждает выдавать желаемое за действительное.
Чем грозит автолюбителю аннулирование карты
Проверить автомобиль на прохождение ТО сотрудник ГИБДД сможет по базе данных. Чем грозит автолюбителю аннулирование карты? Формально, обязанностью пройти настоящий ТО, ибо управление транспортным средством, на которое не оформлена диагностическая карта, влечет штраф в размере 2 тысяч рублей для физического лица. И то, изменения в статью 12.5 КоАП вступят в силу только с 1 марта 2022 года. В ближайший год наказывать рублем не станут. Надо заметить, что липовый техосмотр позволит также оштрафовать на 800 рублей за отсутствие страхового полиса.
Однако не исключено, что удар по кошельку может быть нанесен с другой стороны. Причем гораздо более чувствительный.
Дело в том, что вступающая в силу поправка в пункт "и" статьи 14 закона "Об ОСАГО" позволяет страховым компаниям выставить регрессивные требования. Если страховой случай произошел из-за неисправности автомобиля, у которого истек срок действия техосмотра, страховая компания взыщет выплаченную сумму ущерба пострадавшему с владельца неисправного автомобиля. И если раньше у страховщиков интереса выявлять подобные факты не было — у самих рыльце в пушку, — то теперь он появится.
При выявлении "левой" карты диагностики возникает угроза уголовной ответственности для водителя по ч. 3 ст. 327 УК РФ «за приобретение заведомо поддельного документа». Она предусматривает до 1 года ограничения или лишения свободы.
В сложившейся ситуации следует обращать особое внимание на наличие действующей диагностической карты при покупке подержанного автомобиля. И, конечно, составлять правильный договор купли-продажи автомобиля.
Анализы сдавать не надо
Главная хорошая новость — анализы крови и мочи на маркеры хронического алкоголизма и наркотического вещества при получении водительского удостоверения пока сдавать не нужно. Введение планируемых поправок в связи с эпидемией коронавируса перенесли на 1 января 2022 года. Буквально 31 декабря 2020 года вышел соответствующий приказ Минздрава. Так что медкомиссию проходим по-старому.
Новые правила экзамена
Но экзамен на права с 1 апреля будем сдавать по-новому. Главное изменение — объединение практической части в один заезд. Это хорошо забытое старое. Водители со стажем помнят, что сдавали экзамен за два захода: теорию — тестирование и затем сразу всю практику — на автодроме и вождение по городу.
Новые штрафы
От повышения штрафов для любителей быстрой езды также решили отказаться. Но новые всё же ввели. Так, с 10 января, если автолюбитель проехал по платной дороге, но забыл заплатить, ему придет штраф в 1500 рублей.
Введение с 1 января нового КоАП также отложили, поскольку не успели его доработать.
Согласно проекту кодекса об административных правонарушениях, водителей должны лишать прав за три грубых нарушения в течение года. В их числе выезд на встречную полосу, проезд на запрещающий сигнал светофора и превышение скорости более чем на 60 км. Также предполагается ужесточить наказание для нетрезвых водителей с детьми в салоне. Их ждет лишение прав на три года и штраф 50 тысяч рублей. Но это, скорее всего, уже в следующем, 2022 году.
Была ли статья полезна?